Музей

В ГБУДО г. Москвы " ДХШ " Бабенская игрушка" находится музей "Дом токаря", в котором представлены старинная мастерская токаря, токарные изделия, выставка бабенских игрушек.
Музей рассказывает о популярном в этих местах промысле- деревянной, выточенной на токарном станке Бабенской игрушке.
Бабенский игрушечный промысел известен со 2 половины XIX века. Своё название получил от расположенной неподалёку деревни Бабенки. Местные мастера вытачивали огромный ассортимент- пирамидки, волчки, пасхальные яйца, подсвечники, маленькие рюмочки и чашечки, самовары, грибки , баночки....- всего более ста видов игрушек, которые не потеряли своей актуальности и в наши дни.
Бабенская школа была ведущей в России по производству многоместных игрушек- вкладышей. Не случайно одним из авторов знаменитой русской матрёшки называют местного мастера В.П. Звёздочкина: он выточил деревянную основу, а Сергей Малютин, один из родоначальников " русского стиля", расписал её. Со времён расцвета промысла сохранилось уникальное 100- местное полированное яйцо токаря Ф. Е. Ромахина, многие мастера изготавливали 50- местные яйца. В 1910- годы деревянными, окрашенными в яркие цвета игрушками зарабатывали на жизнь более чем в 40 сёлах и деревнях Подольского и Наро- Фоминского районов. За неделю токарь мог сделать около трёхсот изделий. Вкладное 50- местное яйцо стоило 6 рублей 50 копеек, 18- местная матрёшка- 27 рублей, игра из бирюлек- 13 рублей 20 копеек за дюжину. Для сравнения : килограмм сахара в конце XIX века стоил 15 копеек. Флакон лака для работ по дереву 35-40 копеек, токарный станок - 5-15 рублей.
Большинство токарей работали на дому. Инструмент чаще всего заказывали  у местных кузнецов или покупали в Москве. Красители приобретали в местных лавках. Работали круглый год, с перерывом на сельскохозяйственные работы в летние месяцы.Детей начинали обучать с 12-13 лет с изготовления несложных предметов или с окраски игрушек на станке.
После 1919 года( издания декрета народных комиссаров " О мерах содействия кустарной промышленности") на территории повсеместно стали образовываться токарные артели, самая крупная из которых располагалась в Бабенках - здесь изготавливали весь ассортимент , были кустари, специализирующиеся на какой-то одной игрушке.
В годы Великой Отечественной войны к станкам встали женщины, правда вместо игрушек они точили ручки для саперных лопат и детали для палаток. После войны вернулись к игрушечному ассортименту, но объем значительно сократился: до войны изготавливали до 100 видов игрушек, после- лишь до 20.
В начале перестройки - с интересом к российским сувенирам- промысел пережил кратковременный всплеск, хотя торговать мастерам стало выгоднее, как встарь, индивидуально.А потом быстро пошёл на убыль: деревянные игрушки стремительно теряли позиции на прилавках детских магазинов.
В " Доме токаря" представлены типичные для местного промысла инструменты и оборудование, основные образцы игрушек от точёных яиц до сложных пирамид и матрёшек. Экспозиция делится на четыре раздела:
1. Оборудование и инструменты домашней токарной мастерской, заготовки игрушек.
2. Экспозиция матрёшек ( порядка 200 экспонатов)
3. Экспозиция детских работ- выпускников художественной школы " Бабенская игрушка" ( около 200 экспонатов)
4. Матрёшки в повседневной жизни( 50 экспонатов)

ХИТЫ:
1. Бирюльки в скорлупе лесного ореха: больше таких миниатюрных точёных изделий  нигде не делали.
2. Токарный инструмент старых мастеров: оригинальный, изготовленный местными умельцами.
3. Токарный станок кустаря начала XX века.
4. Матрёшка расписная тридцатиместная.


В практике воспитания детей наиболее широко используются токарные деревянные«бабенские» игрушки. Они обладают ценными дидактическими свойствами. Играя такой игрушкой, ребенок научится различать цвета и их оттенки, знакомится с величиной, формой, количеством. Эти же игрушки служат хорошим средством развития речи, если с ребенком займутся взрослые.

Благодаря чистым, сочным, ярким окраскам, тщательной отделки поверхности, выдержанности формы эти игрушки воспитывают вкус, развивают зрение, осязание.

Построены эти игрушки на принципе самоконтроля, что позволяет ребёнку не только играть, но и заниматься ими без помощи педагога: поправки вносит сама игрушка.

Например, игрушки-вкладыши: вставляющиеся друг в друга яйца, круглые и цилиндровые чашечки, шары одноцветные или разноцветные. Разбирая или вновь складывая игрушку, ребёнок руководствуется её величиной, размером, как основным признаком, помогающим разрешить задачу. Каждый раз, когда он делает ошибку в подборе величины соответствующей чашки или яйца, эта ошибка обнаруживается им самим: следующий предмет или не помещается, или помещается слишком свободно. Снова и снова ребенок подбирает подходящей величины вкладыши и достигает своей цели.

Игры с такой игрушкой заставляют ребенка активно действовать: вкладывать, расставлять, переставлять. Так как принцип убывающей величины в игрушках строго выдержан, то ребенок не может обойти его при вкладывании их друг в друга и даже при простой расстановке в ряд. В конце концов, он дает правильную гамму величин. Как известно, дети любят нанизывать один предмет за другим на стержень. Конусы (называемые пирамидами) одноцветные и многоцветные, цилиндры, кольца представлены среди бабенских игрушек в большом разнообразии форм, величин, расцветок. Принцип самоконтроля, как и в группе игрушек-вкладышей, ведет по пути правильного усвоения величины, цвета.

Подобные игрушки дают возможность последовательно расширять объем и сложность задания для ребенка.

Бирюльки – образец искуснейшей работы – представляют прекрасный педагогический материал для игр, упражняющих ребенка в развитии мышц руки, глазомера, а также воспитывающих настойчивость в достижении поставленной цели.

Ценные качества дидактических игрушек настолько многообразны, что на основе их можно организовать разнообразные дидактические игры для детей.

Игры с этими игрушками начинаются с раннего возраста, но когда дети могут уже упражняться в различных действиях – складывать, перекладывать, вынимать. Потребность в таких действиях удовлетворяется подобной игрушкой, а принцип самоконтроля в игрушке направляет игру в определенное русло и воспитывает внимание, волю. С появлением в играх замысла, что замечается уже на третьем году жизни ребенка, эти игрушки приобретают иное значение. Две половинки деревянного яйца становятся радионаушниками, и ребенок, закрывая ими свои уши, «действительно» ощущает усиление и ослабление силы звука; в то же время эта игрушка – и «чашечка для чая», и «солонка»; поставленная на вершину башни из кубиков, она превращается в салют. Невозможно перечислить все комбинации, которые способны придумывать дети.

Для младших детей интересно скатывать с горки цветные шарики; а старшие дети играют в эту игру, соревнуясь в ловкости, точности попадания. В этих играх дети сами постепенно вырабатывают правила.

При наличии достаточного количества игрушек с маленькими детьми организуются игры на подбор яиц, шаров, колец по цвету, величине.

В детских садах эти игрушки применяются как дидактический материал, для чего подбираются специальные наборы их.

Игрушки-вкладыши, состоящие из 3, 6 или 12 предметов, одноцветные или многоцветные: цилиндры, бочонки, яйца, матрешки, шары.

Матрешка — замечательная игрушка. Прежде всего, она привлекает ребенка, как кукла. Но кукла эта оказывается сюрпризом — играя с ней, ребенок обнаруживает в ней целое кукольное семейство.

Собирая и разбирая матрешку, дети получают и усваивают первые знания о форме, величине, целом и части, цвете, количестве. Поэтому матрешка обязательно должна быть в игрушечном арсенале ребенка.

Первая русская матрешка была выточена и расписана в московской игрушечной мастерской только в 90-х годах XIX века, по образцу, привезенному из Японии.

Этот японский образец, выполненный с большим юмором, представлял собой множество вставляемых друг в друга фигурок японского мудреца Фукурума - лысоватого старичка с головой вытянутой вверх от многочисленных раздумий.

Первая матрешка представляла собой детскую группу: восемь кукол изображали детей разных возрастов, от самой старшей (большой) девушки с петухом до завернутого в пеленки младенца.

Ее создателями были токарь В.П.Звездочкин, который выточил первых деревянных кукол и художник С.В.Малютин.

Изначальные сюжеты русских матрешек были исключительно женскими: румяных и полных деревянных красных дев рядили в сарафаны и платки, изображали их с кошками, собачками, корзинками, цветами, хлебом-солью и т.п. Неожиданно выяснилось, что русские матрешки пользуются большой популярностью в Европе, особенно в Германии и Франции. В начале XX-го века начался просто массовый вывоз матрешек за границу. Собственно в это время за матрешками и закрепилось репутация “исконно русских”.